Расчеты и выводы

Лицом к домовладельцу. Год после кризиса. Часть 6

А те немногие реальные покупатели, которые когда-то проводили школьные каникулы в бабушкиной Пырыпыевке и всю взрослую жизнь мечтали о домике близ знакомого с детства лесного озерца с зарослями голубики, требуют от инициатора коттеджного проекта полной прозрачности. В-четвертых, не будет жилищных и дачных загородных проектов с «запредельной» рентабельностью. Будущее, очевидно, принадлежит профессиональным девелоперским организациям, готовым мириться с относительно низкой нормой прибыли (до 15%) и не только межевать землю и размещать рекламу, но также качественно строить дома, решать проблемы дорог, коммуникаций и инфраструктуры, а также обслуживать новоселов. К слову, представители некоторых девелоперских компаний, успевших реализовать проекты в докризисный период, сегодня создают и активно развивают управляющие и обслуживающие организации.

И наконец, то, что должно насторожить потребителя: из продажи исчезнут исключительно выгодно расположенные участки (со строениями и без оных) по демпинговым ценам. «Антикризисные предложения» находят своих покупателей и вымываются с рынка навсегда. Теперь о том, что в ближайшее время может появиться на рынке загородной недвижимости.

Во-первых, небольшие дачные поселки экономкласса, с домами, возводимыми по современным экономичным технологиям. Скорее всего, они возникнут на базе разбитых на очереди крупных проектов (каких — ищите в рекламе).

Во-вторых, альтернативные ипотеке схемы финансирования (например, кредитно-накопительные) — загородный рынок недвижимости подготовлен к их появлению лучше городского. Если при очевидной выгоде строительство многоэтажного ЖСК в сегодняшних условиях сопряжено со значительными рисками, то загородный застройщик имеет свой участок земли и не зависит от платежеспособности соседей сверху и снизу.

Вероятно, будут формироваться поселки, организованные по принципу прежних дачных кооперативов и садоводческих товариществ, управлять которыми будут не малопрозрачные девелоперские структуры, а объединения пайщиков. Впрочем, дачные кооперативы, ЖСК и ЖНК — тема отдельного «исследования». С начала кризиса прошел год, а загородный рынок изменился до неузнаваемости.

Инвесторы с него уже ушли, а реальные домовладельцы на него еще не пришли. Такое вот осеннее перепутье.

Лицом к домовладельцу. Год после кризиса. Часть 6

Комментирование закрыто.